?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наверняка ничего от этого не изменится, но хочу зафиксировать свою позицию по этому вопросу. Опасной информации не бывает. Бывают опасные действия. Чтобы информация не превращалась в опасные действия, надо воспитывать и давать людям (детям, в частности) как можно боле полную картину мира. Надо не сжигать книги, а порождать новые книги, новые знания. Моя позиция — за отмену ограничений на информацию.

Государство и общество предполагает, что существуют какие-то деструктивные действия (или прекурсоры деструктивных действий), которые-таки надо запрещать. Например, разжигание межнациональной розни. Это уже на границе между информацией как созданием картины мира и действием, которое может напрямую деструктивно влиять на общество. Кто-то вышел на площадь, проорал что-то, и на следующий день кто-то другой убил еврея, украинца или татарина. У государства всегда был механизм борьбы с этим явлением. Называется, «суд над виноватым». Не над информацией, а именно над тем, кто совершает предусмотренное преступление. То есть, вывешена страничка «бей кавказцев» — пусть прокуратура займётся, найдёт человека, организующего межнациональную рознь, вынесет решение, которое человека наказывает и предписывает страницу закрыть. Вывешена детская порнография — то же самое.

Социальная динамика противоправной деятельности

Что если нельзя найти человека, например, организующего призывы к свержению конституционного строя, и связаться с ним? Вот тут самое интересное и начинается. Пока роскомнадзор ходит и закрывает странички и думает, что всё, проблема исчезла, те же самые люди идут на другой ресурс и размещают информацию там. Потом на третий, и опять же, беспрепятственно размещают информацию. Пока роскомнадзор ежечасно борется с информацией, те же самые люди, информацию которых удаляют, продолжают совершать противоправные действия. Например, насиловать детей, продавать наркотики, или собирать склад с оружием для разгрома азербайджанских рынков. У милиции и у спецслужб никогда не стоит задачи полностью избавиться от поверхностных проявлений преступности. Всегда ключом к системному истреблению противоправных активностей является работа по обнаружению контролируемых групп, оперативное внедрение. Толку сажать проституток, когда надо искать сутенёров. Исследование источников информаций, целей распространителей, оперативное внедрение. Которое становится сложнее, когда внешние проявления закрываются и проблема вместо решения маскируется электронным фейспалмом (чисто чтоб чего-то случайно в интернете не увидеть). То есть, опять же, начинать с фильтрации контента глубокого смысла нет, это всё поверхностное, и только мешает более системной проработке индивидуальных зачинщиков и противоправных групп.

Экономическая перспектива

Задачей государства можно считать (цинично так) повышение благосостояния граждан. А раз так, то можно смотреть на все эти списки, законы, запреты, как силовой эквивалент экономической стимуляции населения. Борьба с наркотиками потенциально высвобождает занятое в процессе их потребления население для общественно полезного труда. Борьба с межнациональной рознью предотвращает материальный ущерб от деструктивных действий. И так далее. В связи с этим становится возможным измерять эффективность запретов в деньгах. В США известна средняя «стоимость человека»: жизнь человека примерно эквивалентна $129 тысячам в год, то есть $5–6 миллионам. Иначе говоря, один подростковый суицид примерно эквивалентен для государства и общества пяти миллионам долларов недополученной прибыли. В России несколько пониже, наверняка. Так вот, если предположить, что от одной странички на гитхабе, вероятно, скончалось ноль целых и ноль десятых подростков, а десятки тысяч человек программистов сегодня затратили день на создание VPN-туннелей в небо (примерно $4mln, я сделал оценку), ценность вчерашнего решения по запрету страницы на гитхабе получается отрицательная. Иначе говоря, этим запретом мы нанесли государству экономический ущерб больший, чем самоубившийся подросток. Который бы где-то в ином месте нашёл, как удавиться. Например, взялся бы за ум и прочёл бы Анну Каренину. И так каждый раз: каждая блокировка гитхаба или подобного ресурса — и несколько миллионов долларов уходит в песок. Ей-богу, лучше бы в горячую линию поддержки суицидников вложили, а не в эти блокировки.

Глобальная перспектива

Россия не может бесконечно вариться в своём киселе в отношении информации, которая гуляет в интернете. Потому что то, что запрещено в России, может быть совершенно не запрещено где-то ещё. Например, в России запрещён Майн Кампф, а в США — нет. Космонавт Алексей Леонов, углядев Майн Кампф в личной библиотеке американского астронавта Дэвида Скотта, был немилосердно удивлён этим. Но затем понял, что к чему и выражал мнение, что образованный человек должен уметь обращаться с любой литературой, а не только с разрешённой. Так вот, пока в России запрещают какой-то детский сад типа официальной рекламы австралийского Метро, она всегда будет выглядеть так же прогрессивно, как Иран, который назначает смертную казнь за выражение недовольства на фейсбуке. Встаёт задача гармонизировать представление о том, что такое действительно запрещённая информация, а что — локальная конъюнктурщина прямиком из семнадцатого века. Можно было бы в рамках ООН обсудить и договориться о каких-то общих вещах, которые могут являться универсально запрещёнными везде. Я думаю, таких будет не очень много: на ум пока приходит только детская порнография.

Правоприменение в России

У меня не вызывает сомнения, что причинами создания механизмов предотвращения противоправных действий через фильтрацию роскомнадзорскими списками, являются:
* Получение политических очков структурой ЛБИ и, возможно, финансовой поддержки государством;
* Создание механизма быстрого автоматического покрытия цензурой политически неугодных материалов.
Последнее может пригодиться при росте недовольства населения — и вот там будет уже не до решения суда. Это будет чистая антиконституционная цензура, а потом иди доказывай, что интернетный запрет на твой невинный манифест был неправомерен. То есть, сам предложенный и внедрённый механизм совершенно не защищён от злоупотреблений властью: чрезвычайно слабые (никакие?) механизмы контроля над тем, что попадает в списки, и совершенное отсутствие оперативной возможности этот контроль осуществить. Я считаю, что это самое неправильное в том, как фильтрация сейчас организована.

В целом я призываю к отмене фильтрации роскомнадзором или существенному, глубокому изменению того, как осуществляется контроль над этими списками.

Comments

( 69 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
vovney
Dec. 4th, 2014 07:49 am (UTC)
Задачей государства можно считать (цинично так) повышение благосостояния граждан.

Это точно не про РФ)
vitus_wagner
Dec. 4th, 2014 08:24 am (UTC)
Не согласен. Вполне про РФ. Только нужно уточнить - о благосостоянии КАКИХ ИМЕННО граждан РФ идет речь. А слова "всех" в исходной цитете не было ;-)
(no subject) - vovney - Dec. 4th, 2014 08:24 am (UTC) - Expand
vitus_wagner
Dec. 4th, 2014 08:27 am (UTC)
По-моему, действия РКН напоминают солдатскую муштру в духе Фридриха Великого или Павла I - внушить, что приказы начальства должны исполняться без попытки оцениьь их смысл. В этом плане закрытие гинхаба является весьма дешевым упражнением.

По сравнению, например с ограничениями оборота обезболивающих или запрета орфанных лекарств. Его цена - меньше одной человеческой жизни.
tzirechnoy
Dec. 4th, 2014 10:56 am (UTC)
> Его цена - меньше одной человеческой жизни.

Если в часах посчитать -- не факт.
(no subject) - theaspect - Dec. 5th, 2014 12:17 am (UTC) - Expand
vitus_wagner
Dec. 4th, 2014 08:29 am (UTC)
Вообще, насчет "механизма контроля над тем, кто попадает в списке" - не только у России проблемы. В США тоже есть список, только туда попадают не сайты, а люди - "no fly list", куда записывают якобы по подозрению в терроризме. И там тоже большие проблемы понять за что туда человек попал, и как его оттуда выписать.
lionet
Dec. 4th, 2014 08:34 am (UTC)
Аргумент "а у них вообще негров линчуют" я не очень воспринимаю. В штатах тоже есть, что фиксить. TSA — один из штатовских фейлов, если смотреть с точки зрения холодного расчёта (никого ещё не поймали) и здравого смысла.
(no subject) - vitus_wagner - Dec. 4th, 2014 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - tzirechnoy - Dec. 4th, 2014 10:57 am (UTC) - Expand
ironcat_vlg
Dec. 4th, 2014 09:09 am (UTC)
Я не очень понимаю, а при чем здесь РКН?
Есть закон, есть признаки материалов которые не должны показываться в России. РКН ходит и делает свою работу.

И таки да, с информацией тоже надо бороться. Если размещены материалы с разжиганием межнациональной розни, то надо не только сажать того, кто разместил, но и удалать такие материалы. Информация о способах самоубийства? Не знаю, я так всегда считал бытовых самоубийц заведомо идиотами, так что может и такую информацию надо ограничивать, фиг его знает, как они на нее реагируют.

Еще один момент - в посте как-то предполагается, что большинство людей занимается фильтрацией и осмысленной переработкой получаемой информации и поэтому способны критически ее воспринимать. Как показывает популярность Дома 2, РенТВ и даже этот случай - данная посылка неверна. Почему-то все возмущение идет в сторону РКН, но никто не возмущается человеком разместившим данный материал в куче мест и тем самым создавшем проблемы окружающим. Не говоря уже о том, что законы по которым работает РКН тоже не им придуманы.
vitus_wagner
Dec. 4th, 2014 09:21 am (UTC)
Вполе в рамках полномочий РКН было признать, что данный конкретный файл является художественной литературой и под действие закона не попадает.

Закон в общем-то, при всех его противоречиях со здравым смыслом, оставляет за правоприменителями право на проявление здравого смысла. РКН этим правом не пользуется.
(no subject) - ironcat_vlg - Dec. 4th, 2014 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - _slw - Dec. 4th, 2014 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - ironcat_vlg - Dec. 4th, 2014 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - _slw - Dec. 4th, 2014 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - lionet - Dec. 4th, 2014 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - raydac - Dec. 4th, 2014 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - lionet - Dec. 4th, 2014 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - raydac - Dec. 4th, 2014 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - _slw - Dec. 4th, 2014 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - geniepro - Dec. 4th, 2014 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleyka - Dec. 4th, 2014 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oleyka - Dec. 4th, 2014 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nealar - Dec. 4th, 2014 07:39 pm (UTC) - Expand
awson
Dec. 4th, 2014 09:22 am (UTC)
При том, что любая государственная машина дает сбои, случай РКН, а точнее, всей цепочки Дума - РКН - Провайдеры -- это система.

В любой стране можно найти дурацкие и вредные законы, но парламент РФ принимает либо те законы, которые ему прикажут, либо, "от себя" -- занимается тотальным вредительством.

Вся деятельность РКН, связанная с регулированием интернета, точно так же -- сплошное бессмысленное вредительство и трата наших денег. Даже существующие законы оставляют достаточно простора для того, чтобы избежать вредительства, но нет -- законы интерпретируются самым абсурдным и идиотским способом.

Никто не заставляет провайдеров на цырлах тупо исполнять блокировку в максимально жесткой интерпретации. Существует множество интерпретаций слова "блокировка", которые как минимум позволяют протянуть время. Но нет, никто из крупных провайдеров не сделал и попытки.

Я, кстати, до сих пор считал нашу исполнительную власть хоть и малоквалифицированной и довольно невежественной, но, все-таки, относительно вменяемой (т.е., вполне соответсвующей меркам второго мира). Посмотрим, что будет дальше, но если эта блокировка не будет отменена *и* товарищи из РКН, ведающие интернетом, не полетят кувырком со своих мест, придется расстаться и с этим представлением.
daedmen
Dec. 14th, 2014 05:13 pm (UTC)
А можно пару примеров альтернативных реализаций блокировок ?
(no subject) - lionet - Dec. 15th, 2014 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - daedmen - Dec. 15th, 2014 10:14 am (UTC) - Expand
jakobz
Dec. 4th, 2014 09:45 am (UTC)
Майнкампф вообще надо в школах проходить - чтобы видели с каких с виду безобидных перекосов начинается диктатура и террор.
jamhed
Dec. 4th, 2014 09:48 am (UTC)
Между тем все происходящее отличная иллюстрация совсем другого (о чем есть намёк в исходной заметке словами "...является работа по обнаружению контролируемых групп" и около): управление подменяется контролем, и как справедливо отмечено, подменяет решение вопроса управления иллюзией контроля.
raydac
Dec. 4th, 2014 10:17 am (UTC)
в принципе чем больше они в рф забанят сервисов, тем больше возможности для появления местных аналогов, может оно и неплохо

Edited at 2014-12-04 10:17 am (UTC)
da_efremov
Dec. 4th, 2014 10:50 am (UTC)
Напрашивается аналогия с болезнью и симптомами. В зависимости от ситуации нужно не только излечить болезнь - но и устранить последствия. По поводу запрета информации - согласен, нужно учить и воспитывать человека правильно с информацией обращаться. Запретами цель не достичь.
lionet
Dec. 4th, 2014 11:03 am (UTC)
Ну иди запрети Майн Кампф что-ли. 70 лет запрещали и всё никак.

Эффект Барбры Стрейзанд, опять же.

Нет, популярную птичку не загонишь в клетку. Если только нет контроля над всем человечеством сразу.
(no subject) - da_efremov - Dec. 4th, 2014 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - geniepro - Dec. 4th, 2014 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lionet - Dec. 4th, 2014 12:41 pm (UTC) - Expand
winnukem
Dec. 4th, 2014 11:28 am (UTC)
> насиловать детей, продавать наркотики, или собирать склад с оружием для разгрома азербайджанских рынков
как будто это что-то плохое
lionet
Dec. 4th, 2014 11:30 am (UTC)
Об этом в следующем посте, а то скрепы разорвёт у некоторых :)
geniepro
Dec. 4th, 2014 12:21 pm (UTC)
Вообще, у Гитхаба как поставщика услуг есть выбор -- поставлять услуги в Россию с учётом российского законодательства, или же потерять этот рынок.
Вот вам и рыночная экономика, всё правильно.
Другой вопрос, что может быть надо как-то уточнить эти самые законы, но это уже другой вопрос...
lionet
Dec. 4th, 2014 12:42 pm (UTC)
Именно. В этом посте вообще нет ничего про то, что должен или не должен делать гитхаб.
(no subject) - geniepro - Dec. 4th, 2014 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jerom - Dec. 4th, 2014 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dima_san - Dec. 6th, 2014 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grundik - Dec. 4th, 2014 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - awson - Dec. 4th, 2014 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nealar - Dec. 4th, 2014 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - awson - Dec. 4th, 2014 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nealar - Dec. 4th, 2014 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jerom - Dec. 4th, 2014 04:55 pm (UTC) - Expand
aznakai
Dec. 4th, 2014 12:32 pm (UTC)
Совершенно согласен, Лев, плюс еще момент:

Пока роскомнадзор ежечасно борется с информацией, те же самые люди, информацию которых удаляют, продолжают совершать противоправные действия.

По факту, Роскомнадзор ведь даже не с информацией борется, а с медиа, используемым для передачи и хранения.
Простой пример - блог Навального в ЖЖ.

Navalny.livejournal.com закрыт, а navalny.com прекрасно работает.

Обыкновенный маразм, неэффективный даже для тех сомнительных целей, которые стояли при разработке закона.
lionet
Dec. 4th, 2014 12:43 pm (UTC)
Плюс один, что тут добавить...
(no subject) - kouzdra - Dec. 4th, 2014 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lionet - Jan. 13th, 2015 11:26 am (UTC) - Expand
dev117
Dec. 4th, 2014 01:02 pm (UTC)
Мне кажется блокировщикам больше всего сейчас хочется добиться осуществления и оправдания своей позиции. А все кто высказывается против - враги и их нужно победить покарать превозмочь и убедить.

Тут не до размышлений о целесообразности. А отказ от своей позиции это неприемлемый удар по самооценке.

https://twitter.com/mksenzov/status/539844801462800384
https://twitter.com/mksenzov/status/540272859403522049
bsivko
Dec. 4th, 2014 02:49 pm (UTC)
Тут не затронут вопрос приватности (и наверное, его тут не должно быть). Но отмечу только, что всеобщее распространение информации это хорошо, но в то же время у людей должно быть право на защиту личной информации, т.е. права ей распоряжаться, в том числе удалять и цензурировать.
theaspect
Dec. 5th, 2014 12:24 am (UTC)
А где проходит граница личной информации? То что чиновник брал взятки или чем-то незаконно владеет - личная?
(no subject) - lionet - Dec. 5th, 2014 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - bsivko - Dec. 5th, 2014 11:42 am (UTC) - Expand
anonim_legion
Dec. 4th, 2014 04:18 pm (UTC)
> или собирать склад с оружием для разгрома азербайджанских рынков

Вот это как-то выбивается и все портит.

Можно-по другому:

Подсовывать людям кабальные договоры на азербайджанских авторынках.

Дополню:
>работа по обнаружению контролируемых групп, оперативное внедрение

Оперативное внедрение - это уже дело прошлое. Сейчас рулит оперативное сращивание, оно же симбиоз преступности, правоохранителей и законодателей.

Edited at 2014-12-04 04:20 pm (UTC)
lionet
Dec. 5th, 2014 08:25 am (UTC)
> Подсовывать людям кабальные договоры на азербайджанских авторынках.

Это не про информацию. Это про законные бизнес-практики или про мошенничество. Именно так и надо пытаться квалифицировать, а не оружием запасаться.

> Сейчас рулит оперативное сращивание

LOL, good one ;)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 69 comments — Leave a comment )

Profile

lionet
Lev Walkin
Website

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel