?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все советские родители знают, зачем ребёнок вырезает ножницами, пишет прописью, мнёт пластилином. Детские врачи-педиатры, да и просто педагоги понимающе кивают головой и замечают: — разумеется, «мелкая моторика», знаем-знаем! На развивающих играх пишут «развивают мелкую моторику». Русская википедия гордо несёт целый пласт материала по Мелкой моторике. Разумеется, все понимают, что ребёнок должен хорошо владеть мелкой моторикой, ибо это связано с развитием речи и других когнитивных навыков.

Вот что говорит википедия по этому поводу:
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мелкая_моторика

Отвлечёмся на минуту от мелкой моторики. Тема изоляционистского наследия советской медицины — одна из «любимых» тем Русского доктора в тропиках botalex.

В современной России проблема фармацевтического маркетинга достигла критического накала. В первую очередь это связано с изоляционистским наследием советской медицины, когда в отдельно взятой стране создавались эндемичные медицинские школы, диагностировались и лечились заболевания, не имеющие аналогов нигде в мире. До сих пор в поликлинической практике диагностируют и “лечат” патологии, не имеющие под собой клинической составляющей, и никак не отраженные в Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ 10), в соответствии с которой должны формулироваться все диагнозы в России. Отечественный фармрынок за всю историю существования СССР и постсоветской России произвел очень мало эффективных лекарственных средств, и этот факт взаимосвязан с вышеизложенным: фармакологический рынок отталкивается от диагностируемых в стране заболеваний, определяющих спрос.
http://botalex.livejournal.com/85977.html


Кто не падал жертвой диагнозов типа «остеохондроз» или «дисбактериоз»?
Любят в нашей стране лечить вещи, которые не то чтобы не лечатся, а и болезнями-то не являются. Прибыльное дельце! Клиент от того, чего нет, помереть не может, зато при правильной обработке из пациента можно сделать добросовестного ипохондрика и пожизненного донора для больничной кассы. Интересно, что этими вымышленными болезнями занимаются только в России, причем диагностика и лечение именно мифических заболеваний особенно популярны у российских врачей и в народе.

Проблема уходит корнями в коммунистическую изоляцию советской медицины, которая и обусловила эндемизм целого ряда псевдопатологий, причем на тему несуществующих хворей защищены многочисленные диссертации, написаны учебники, описан этиопатогенез, разработано лечение. Ну какой русский не знает, как опасны дисбактериозы (писал и вещал здесь и здесь) и вегетососудистые дистонии!? Однако ни одному врачу в мире вы не сможете объяснить, что это такое.

http://botalex.livejournal.com/52345.html

Давайте возмём монокль скептика и посмотрим, что же это за мелкая моторика такая. Для начала, посмотрим, что говорит англоязычная википедия по этому поводу. По подавляющему большинству тем англоязычная википедия затыкает за нос все региональные версии. Поэтому разыщем эквивалент термина «мелкая моторика» на английском (fine motor skills) и окунёмся в пучину информации.
Fine motor skills are the coordination of small muscle movements which occur e.g., in the fingers, usually in coordination with the eyes. In application to motor skills of hands (and fingers) the term dexterity is commonly used. When applied to the theory of human aptitude this is called manual dexterity.

http://en.wikipedia.org/wiki/Fine_motor_skill

Упс! Это не цитата. Это полное содержание соответствующей статьи. Счёт 1:0 в пользу русскоязычной википедии. Это уже подозрительно.

Посмотрите приведённый в русскоязычной версии список литературы. Одни русские авторы.

Посмотрите на ссылку, являющуюся «доказательством» необходимости развития мелкой моторики для влияния на развитие речи и других навыков:
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. (Шрифт мой — lionet)

http://maminsite.ru/early.files/early5.html

Ясно, что статья в вики как минимум оформлена ненаучно и ценности не представляет. Статья в англоязычной вики не подтверждает хайп о феномене важности развития мелкой моторики в связи с развитием речи. А казалось бы!

Пойдём в англоязычный гугл и спросим его там. Статьи, которые там попадаются, либо явно продают какое-то фуфло для раннего развития (пластилин), либо просто сообщают, что мелкая моторика важна для малышей, но вне всякой связи с развитием речи.

Теперь углубимся в тему ещё по пояс ниже. Пойдём на PubMed и попробуем поискать связь мелкой моторики с речевыми функциями или развитием других отделов мозга.

Наиболее релевантной видится статья Prediction of fine motor skills of children having language and speech disorders. Но она всего лишь говорит, что у детей 5-9 лет, имеющих проблемы с речью (скорее болезни, а не задержки в развитии), есть корреляция с проблемами в моторике (R=.80). Как минимум, в статье не была показана каузация — что от чего зависит. Я интерпретирую это так: если ребёнок остающий, то он дебил во всём, а не только в речи. Иными словами, по статье вывод между развитием моторики и речью сделать нельзя, но другие статьи только хуже.

Закрадывается подозрение, не является ли «общеизвестная» связь между мелкой моторикой и развитием речи чисто пост-советским феноменом, не имеющим аналогов в мире? Статей научных на эту тему нет, вопрос причинно-следственной связи нигде не поднимается. Стоит ли считать эту тему таким же региональным мифом, как корейская вера в то, что от вентилятора в закрытом помещении можно умереть (русскоязычная версию лучше не читать, она отчасти легитимизирует это явление)?

Comments

( 95 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
cd_riper
Jan. 23rd, 2012 08:36 am (UTC)
маленький офф.
хорошо пинать советскую и постсоветскую медицину, дык у западной, по-моему, проблем ничуть не меньше. если не больше.
lionet
Jan. 23rd, 2012 08:40 am (UTC)
Есть проблемы в западной, не спорю. Но доказывать хреновость западной [конкретной практики] надо исследованиями советскими, а не умозрительными заключениями. В данном случае исследований-то и нет, что с этой, что с той стороны.
(no subject) - dottedmag - Jan. 23rd, 2012 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - demmonoid - Jan. 23rd, 2012 08:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - sidentdv - Jan. 23rd, 2012 10:56 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - demmonoid - Jan. 23rd, 2012 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - bikmaev_ildar - Jan. 23rd, 2012 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - demmonoid - Jan. 23rd, 2012 02:09 pm (UTC) - Expand
zhengxi
Jan. 23rd, 2012 08:52 am (UTC)
а что там с остерхондрозом?
lionet
Jan. 23rd, 2012 09:01 am (UTC)
http://botalex.livejournal.com/34875.html

Edit: диагноз такой есть, но он catch-all, и часто используется от нежелания выяснить более точную проблему.

Edited at 2012-01-23 09:30 am (UTC)
ssart
Jan. 23rd, 2012 09:04 am (UTC)
Я думаю, не всё, чего нет в остальном мире, обязательно фигня. Когда дело касается лекарств или заболеваний, то, скорее всего, да. С развитием человека ситуация сложнее.

Во-первых, одно дело методы лечения (включая препараты, но не только) или что-то в этом духе: чай не идиоты сидят в ентих ваших фарммафиях, чтобы такое кол-во денег мимо носа проходило. Развитие речи, в общем, и в текущем виде всех устраивает (про мелкую моторику у нас говорят не как "не будете развивать — никогда не заговорит и вообще будут нарушения", а как "будете развивать — заговорит чуть-чуть раньше и малость чётче при прочих равных"). "Speech disorders" — это уже из совсем другой лиги.

Во-вторых, связь и так кажется достаточно очевидной: движения языка вполне себе "the coordination of small muscle movements", так что мне даже как-то непонятно, как развитие мелкой моторики может не оказывать влияния на речь. Проверять, конечно, надо, но…

В-третьих, говорить ребёнок всё равно начинает и в процессе эту самую мелкую моторику языком и тренирует, так что для того, чтобы была заметна разница, эксперимент нужно ставить над какой-то совсем большой выборкой (вариабельность по этим признакам и так бешеная). Дорого, долго, а выхлоп (см. пункт первый). К тому же в «цивилизованном мире»™ в ходу другой миф: «когда ребёнок развивает какое-то умение, развитие речи останавливается» — кто ж позволит так издеваться над своим ребёнком-то! 8))

В-четвёртых, даже если и не влияет — всё равно полезно. Современная цивилизация уже пару тысяч лет на ней, родимой, и основана. Опять же, занятия с ребёнком могут помочь заметить нарушения в ней самой значительно раньше, а нарушения в мелкой моторике — это вот нифига не дисбактериоз. Впрочем, этот пункт к вопросу не относится.
lionet
Jan. 23rd, 2012 09:17 am (UTC)
> "будете развивать — заговорит чуть-чуть раньше и малость чётче при прочих равных"

Доказательных исследований, показывающих именно это, нет. Ноль их. Поэтому непонятно, с какого хрена об этом говорят.

> мне даже как-то непонятно, как развитие мелкой моторики может не оказывать влияния на речь.

Это какое-то вторичное волшебство, действующее очень и очень опосредованно. Чтобы язык крутился, надо с ребёнком говорить и иным образом задействовать его язык. А не пальцы. То есть, не эффективнее ли для развития навыков речи с ребёнком 5 минут поговорить, нежели чем чтобы час он лепил?

> В-третьих, говорить ребёнок всё равно начинает и в процессе эту самую мелкую моторику языком и тренирует

Бинго. Так что пластилином её ещё полировать смысла нет — это будет ошибка измерения, пыль, статистически недостоверная.

> В-четвёртых, даже если и не влияет — всё равно полезно.

Исключительно полезно, я тоже так считаю. Чтобы потом писать мог, например, или шнурки завязывать... Но позвольте, не является ли это инерцией мышления? Что будет, если ребёнка не учить завязывать шнурки и писать ручкой вовсе? Например, делать хоумскулинг, и сразу его сажать за клавиатуру? В современном мире кроссовки тоже на липучках. Что, боязно не учить ребёнка писать рукой? А почему?
(no subject) - ssart - Jan. 23rd, 2012 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - lionet - Jan. 23rd, 2012 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - ssart - Jan. 23rd, 2012 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - lionet - Jan. 23rd, 2012 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - ssart - Jan. 23rd, 2012 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - ilya_portnov - Jan. 23rd, 2012 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rimmer333 - Jan. 23rd, 2012 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - lionet - Jan. 23rd, 2012 09:58 am (UTC) - Expand
bravit
Jan. 23rd, 2012 09:15 am (UTC)
Так я не понял, мелкую моторику развивать-то нужно? Или вредно?
lionet
Jan. 23rd, 2012 09:44 am (UTC)
Думаю, нужно, но вне связи с каким-то другим развитием, которое "будет безвозвратно упущено", если не напирать на мелкую моторику. Без фанатизма, короче.
(no subject) - iamschik - Sep. 21st, 2016 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - va_sav - Jan. 24th, 2012 06:53 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
lionet
Jan. 23rd, 2012 09:29 am (UTC)
Они её вполне уважают и развивают. Только не говорят, что она на речь влияет. Они её любят саму по себе. Ещё они любят, чтобы ребёнок в туалет сам ходил.
(no subject) - roditelnitsya - Sep. 22nd, 2016 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lionet - Jan. 23rd, 2012 09:36 am (UTC) - Expand
ovgolovin
Jan. 23rd, 2012 09:25 am (UTC)
Спасибо! Очень интересный анализ.
Я много раз слышал как люди апеллировали к этой мелкой моторике как к незаменимой составляющей для развития ребенка.

И еще.
Слово "каузация" я понял (это транслит с английского), а вот слово "хайп" не разгадал. Что оно обозначает?
lionet
Jan. 23rd, 2012 09:32 am (UTC)
Hype. Extravagant or intensive publicity or promotion.
(no subject) - ovgolovin - Jan. 23rd, 2012 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - oleyka - Jan. 23rd, 2012 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - va_sav - Jan. 24th, 2012 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - Alexey Kishkin - Jan. 24th, 2012 06:47 am (UTC) - Expand
vit_r
Jan. 23rd, 2012 09:25 am (UTC)
В первую очередь это связано с изоляционистским наследием советской медицины, когда в отдельно взятой стране создавались эндемичные медицинские школы, диагностировались и лечились заболевания, не имеющие аналогов нигде в мире.

В Германии тоже есть школы и тоже лечат оригинально. Естественно, это не простые вещи, а системные заболевания. И споры идут.

Насчёт же изоляционизма, тут больше испорченный телефон, чем изоляция. У ведущих медиков были зарубежные журналы и зарубежные книги. И на международные конференции они ездили. А вот до "врачей первой линии" информация доходила через третьи руки в "оригинальном" изложении.

Любят в нашей стране лечить вещи, которые не то чтобы не лечатся, а и болезнями-то не являются. Прибыльное дельце!

Cейчас как раз волна в СМИ (поднятая скорее всего правительством и больничными кассами) по поводу того, что дофига таблеток и дорогостоящих процедур не нужны и смысла не имеют.


Для начала, посмотрим, что говорит англоязычная википедия по этому поводу.

О, да! Авторитетнейшее издание. Может стоило всё-таки пойти в правильном направлении?

Например, запрос типа Motor+cortex+hand+area++"speech+development" выдаёт статьи типа Spoken language and arm gestures are controlled by the same motor control system

Насчёт же "доказательных исследований": из кого благородный дон собирается набирать контрольную группу?
lionet
Jan. 23rd, 2012 09:51 am (UTC)
> Например, запрос типа Motor+cortex+hand+area++"speech+development" выдаёт статьи типа Spoken language and arm gestures are controlled by the same motor control system

Про центр Брока и без этой статьи известно. Вопрос именно про то, как целенаправленное развитие одного влияет на развитие другого.

> Насчёт же "доказательных исследований": из кого благородный дон собирается набирать контрольную группу?

Это проблема, да, но этот вопрос не к благородному дону, а к каким-нибудь более умным товарищам, которые, при наличии достаточного количества первичных данных, смогут "добыть" контрольную группу регрессионным анализом, например.
(no subject) - vit_r - Jan. 23rd, 2012 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - lionet - Jan. 23rd, 2012 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - ssart - Jan. 23rd, 2012 10:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - vit_r - Jan. 23rd, 2012 10:19 am (UTC) - Expand
Den Orlov
Jan. 23rd, 2012 09:30 am (UTC)
У меня было впечатление, что это 'открытие' приписывают Монтесорри, ее работе с проблемными детками. Т.е., вроде как, первые воспроизводимые результаты, когда работа с мелкой моторикой, привела к развитию речи, получились у нее. Хотя, я так понимаю, там был комплекс работ, не только работа с мелкой моторикой и осязанием.

Пруфилинков, к сожалению, не дам. Скорее всего это была какая-то книжка по введению в методику Монтессори для непридирчивых родителей. Т.е. возможно, это всего лишь ничем не подкрепленная легенда.
iamschik
Sep. 21st, 2016 06:03 pm (UTC)
Монтессори рассматривала развитие речи, как часть развития интеллекта; её "сенсорные эталоны" развивали умение различать геометрические формы,- не обязательно вербализуя различия.
p2004r
Jan. 23rd, 2012 09:55 am (UTC)
А пуркуа Вы ломанулись искать пруфы про мелкую моторику к медикам? Насколько я понимаю этим занимаются педагоги: ставят себе всякие педэксперименты по разным методикам обучения и выбирают самые эффективные.
lionet
Jan. 23rd, 2012 10:01 am (UTC)
Я поверхностно подошёл к вопросу и сделал вброс. Если у кого есть лучшие пруфы — welcome!
sheremetyev
Jan. 23rd, 2012 10:14 am (UTC)
Корейские опусы про смерть от вентилятора прекрасны :)
va_sav
Jan. 24th, 2012 06:41 am (UTC)
В Индиане Джонсе было конкретно показано, как вентилятор в комнате может привести к асфиксии.
_winnie
Jan. 23rd, 2012 10:34 am (UTC)
Нормально поставленный многолетний эксперимент (по рандому делим на две группы, одну лишаем упраженений на "мелкую моторику") не будет этичен, увы.

Если выбирать неслучайно (например, постфактум узнавать во что играл малыш), то причинность ("каузация") будет под сомнением. У кого были лучше педагоги и конструкторы - скорее и общение более богатое.

Можно ставить краткосрочные эксперименты - одна группа две недели возится с мелкими детальками требующими ловкости, другая с большими и на липучках, сравниваем прогресс в речи.


Edited at 2012-01-23 10:36 am (UTC)
roditelnitsya
Sep. 22nd, 2016 12:48 pm (UTC)
можно было бы хотя бы понаблюдать за детьми, у которых нет кистей рук, ДЦП и т.п. Я наблюдала за некоторыми такими детьми, когда рос сын с плохой моторикой и плохо говорил. Так эти дети говори не хуже ровесников даже с хорошей моторикой, а то и лучше. Конечно, я многих не видела, но не заметила преимущества детей с хорошей моторикой в части развития речи по сравнению с теми, у кого этой моторики быть не могло. Вот проблемы со слухом, тут да - дети хуже говорят, и проблемы родителей со слухом также влияют на речь детей, что всегда явно прослеживается.
koudesnik
Jan. 23rd, 2012 10:35 am (UTC)
кстати не знал что в России связывают моторику и речь. Имхо, мелко-моторные упражнения просто полезны для ребенка и их надо делать, но ожидать что речь от этих упражнений улучшится пожалуй не стоит. А какая на самом деле имеется связь хрен его знает - в частности, я достаточно уверен, что у детей занятых мелко-моторными упражнениями речь в среднем лучше, чем у тех кто не занят, но это может быть оттого что с мелко-моторными детьми просто больше занимаются
Alexey Kishkin
Jan. 23rd, 2012 11:38 am (UTC)
ну не будет у Вас на западе остеохондроза. Зато будет "болезнь" backpain. Лучше? Не будет дисбактериоза - зато появится "кишечный грипп". Или какая нибудь вообще не известная советским медикам болезнь типа panic attack.

Вопрос терминов - это вопрос научной школы.
Eugene Efimochkin
Jan. 23rd, 2012 12:39 pm (UTC)
Вполне возможно, что прямой причинной следственной связи - "тренируем пальцы - тренируется речь" - нет. Есть косвенная: тренировка мелкой моторики завязана на всякие предметы, с которыми ребенка наедине не оставишь во избежание. Значит сидишь рядом и смотришь за ним. Пока сидишь, молча на ребенка пялиться не будешь - в ожидании, что он вот-вот начнет читать сонеты, всё равно будешь пытаться спровоцировать его поговорить. А у него в это время кровь к центру Брока приливает, есть основания для усиленной работы нейронов и образования связей, вот и запоминается некий речевой навык. То есть возможно, что корреляция тренировки мелкой моторики с развитием речи (если она вообще есть) обусловлена связью более высокого порядка, нежели прямая причинно-следственная; может быть это такой педагогический coincidence, существование которого в некотором роде самообусловлено - провоцировать ребенка на поболтать в нужные моменты будут те, кто ждет, что мелкая моторика поможет освоить речь.

Так что как бы оно там ни было, любые попытки продвинуть развитие ребенка полезны. У меня, например, жена запрещает годовалому "зайцу" вообще трогать любые провода, а со мной он и вилку в розетку научился вставлять, и свет включать-выключать, и я уверен, что ничего плохого в этом нет, только еще один шаг вперед. (Комментаторам: не может ребенок палец в розетку сунуть, её не дураки делали. Нет физической возможности. Предмет сунуть может, вот мой брат в действе сунул проволочку, отделался легким испугом, больше в жизни не баловался.) Ребенок прекрасно понимает порядок действий, включает свет, перед тем как мыть руки или по утрам, когда темно в комнате, и сам выключает, покинув помещение. С вилкой и розеткой - он заметил, что я вставляю вилку перед тем, как пользоваться кофеваркой, поэтому сам, закончив те же манипуляции, указывает затем на панель управления кофеварки, мол дальше включать надо там (пока включать не давал, потому что кофеварку эспрессо просто так включать не стоит - вот когда совпадет, что всё заряжено и я как раз собираюсь варить кофе, тогда позволю еще и включить).

Аналогично, с точки зрения жены, клавиатура компьютера - табу, "сломаешь, не то нажмешь, нельзя". Ну он тянется же, пусть учится с ней обращаться. Я его сам зову на ней поиграть (у нас виртуальный музыкальный инструмент есть, мы музыку играем), он делает успехи.

Рано или поздно он всё равно будет это всё делать, зачем мешать почти самопроизвольному развитию вместо того, чтобы ассистировать ему. Все эти штуки повышают социальную интеграцию молодого человека, часто активируют положительную обратную связь (родственники положительно удивлены навыками годовалого ребенка, а ему нравится их восхищение, он еще больше старается).

Всё это в целом ложится в мою гипотезу, что вообще в жизни важно количество попыток, интенсивность получения разнообразного опыта, а не изысканное качество отдельной, но редкой попытки. Моё глубокое имхо, что если человек читает все подряд от башорга и сборников матерных анекдотов до лирики серебряного века - он таки будет более образован, чем товарищ, предпочитающий исключительно лирику серебряного века и ничего другого. Путешественник опытнее домоседа. Ребенок, которому и мелкую моторику тренируют (и всё прочее разом), будет лучшим говоруном, чем тот, с которым пытаются говорить, не выпуская из колыбели и не давая ничего мелкого, "чтобы не подавился".
13-49-ru.blogspot.com
Jan. 23rd, 2012 12:52 pm (UTC)
Fan death - офигенно! Спасибо, made my day :)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 95 comments — Leave a comment )

Profile

lionet
Lev Walkin
Website

Latest Month

December 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel